«Я этим живу, это мой стиль жизни»
Ее стихия – разработка дизайна интерьеров для жилых и коммерческих помещений, от визуализации проекта до составления технических чертежей коммуникаций, инженерных сетей – всего того, что скрывается за внешней красотой.
Знакомьтесь – Надежда Кравчук, дизайнер интерьеров, руководитель дизайн-студии «Nadeene». Родилась в Москве, на тот момент времени родители учились в высшем художественном училище, ныне Московская художественно-промышленная академия имени С.Строганова. Мама по образованию дизайнер интерьеров, в советское время профессия довольно редкая. Затем семья переехала в Луганск к родственникам, и часть своей сознательной жизни Надя провела в городе на Востоке Украины. Сейчас она живет и реализует себя в Киеве.
Как она пришла в профессию, что для нее дизайн, где черпает силы и вдохновение – об этом и многом другом в истории успеха Надежды Кравчук…
– Надя, ты в дизайне интерьеров работаешь уже семь лет, исходя из информации на твоем сайте. Судя по тому, что твои родители – творческие люди, вопрос с выбором профессии не стоял?
– Еще и как стоял. Мое первое образование совершенно не связано с архитектурой и дизайном. Предыстория такова. Когда принималось решение о моем обучении после окончания школы, в стране шла перестройка, а в скорости Советский Союз распался на множество независимых государств. Мои родители в советское время имели сдельную, высокооплачиваемую работу, поскольку таких специалистов было мало и они очень ценились на государственном уровне.
С развалом Союза госзаказов не стало, а частный бизнес еще только становился. Время было сложное, родители остались без работы, я помню этот период. Для творческих людей было очень тяжело, они не могли адаптироваться к суровым реалиям жизни. Поэтому в той ситуации они настояли, чтобы я была экономистом, получила профессию, которая менее подвержена колебаниям рынка.
– И ты согласилась с выбором родителей?
– Я не то, что согласилась, я вынуждена была это сделать. Я очень не хотела, эта профессия была не свойственной для меня. И, тем не менее, поступила в Восточноукраинский государственный университет им. В. Даля в Луганске на специальность «учет и аудит», закончила его с красным дипломом, стала магистром, даже работала главным бухгалтером в четырех компаниях во время своего обучения.
Дизайн – осознанное решение
– В какой момент ты решила – все, хватит с меня заниматься экономикой?
– Это было очень осознанное решение. На тот момент я успешно работала, была своя компания в сфере IT. Имея уже двоих детей, я совершенно осознанно, с принятием пришла к решению – очень хочу заниматься тем, что внутри меня заложено изначально. Потому что, уже разбираясь хорошо в инженерных сетях, приходя на объекты, где наша компания работала, я видела недостаток эстетического сочетания внешнего и того, что заложено внутри. Для меня хороший интерьер, правильный, грамотный, продуманный – это когда не видно вообще никаких коммуникаций, нигде ничего не висит, но все работает и включается. Такой себе минимализм. Внимание должно концентрироваться на декоративных элементах.
Так вот, совершенно спонтанно появились заказчики, они приходили ко мне домой, и спрашивали, кто вам сделал дизайн. Люди готовы были мне заплатить, чтобы я им помогла в дизайнерском оформлении интерьера жилья.
– Ты начинала заниматься дизайном со своего дома?
– Да. Это все произошло самым естественным образом. Я жила этим с детства. К тому же окончила художественную школу. Правда, на этом мое художественное образование временно прервалось. Но практика строительная, которую я наблюдала, она была со мной параллельно, несмотря на то, что я занималась экономикой, финансами, достаточно успешно и хорошо в этом разбираясь. Казалось бы, имея все, налаженный быт, тем не менее, меня не покидало ощущение того, что я занимаюсь не тем, и что я могу дать людям, действительно, больше. Это состояние меня психологически угнетало.
И уже в осознанном возрасте, работая в дизайне, я получила академическое образование. Оно было настолько желанным для меня. Хотелось систематизировать знания, уложить их по полочкам. Это при том, что я много занималась самообразованием, читала, изучала литературу по этому направлению, практиковалась в дизайне.
– Что оканчивала по профессии?
– International Design School в Москве. Когда я ее окончила, у меня появилось состояние наполненности, понимание технологического цикла, более полное ощущения цветопередачи. Я уже знала, как оформить дизайн-проект по международному уровню, так, чтобы он был понятен для строителей.
Полученные знания позволяют мне сегодня делать проекты на очень достойном уровне. Часто слышу отзывы прорабов, тех, кто работает с моими чертежами, они признают – с ними удобно и хорошо работать.
“Идеи, мировосприятие, вдохновение – все в нашей голове, этому научить нельзя, можно только развить и преумножить. Это дает Господь, родители, самообразование, желание и стремление эволюционировать. Я очень благодарна своей мамочке, она воспитала во мне это”
Что касается идей, образов, это, конечно, индивидуально и личностно. Идеи, мировосприятие, вдохновение – все в нашей голове, этому научить нельзя, можно только развить и преумножить. Это дает Господь, родители, самообразование, желание и стремление эволюционировать. Я очень благодарна своей мамочке, она воспитала во мне это. К сожалению, она очень рано ушла из жизни и мою практику дизайнерскую не застала.
– Я думаю, она бы тобой гордилась…
– Пожалуй, да. Я иногда вспоминаю детство. Помню, ребенком меня спрашивали, кто твои родители, я им рассказывала, но многие не понимали, что это за профессия – дизайнер интерьеров.
В семье у нас всегда царила творческая атмосфера. Родители работали в художественном комбинате, но продолжали творить и дома. На моих глазах и с моим участием создавались макеты проектов, выполненные из картона, бумаги, визуализация выполнялась на огромных планшетах с помощью туши, краски, кальки, аэрографов. О технологии 3D-визуализации и мечтать никто тогда не мог.
Было классно. Сейчас, конечно, технологии сильно шагнули вперед. Мои, в частности, проекты сегодня создаются с помощью программы 3D-Max, позволяющей выполнять объемное моделирование, представить максимально реалистичную картинку с интерьером, мебелью, элементами декора с фактурой, которые выдержаны и представлены в натуральных пропорциях. Визуализация, которую заказчик получает на старте, она полностью совпадает с готовым объектом. В этом, собственно, моя ключевая особенность, так работают не все, зачастую предлагается концепция без детализации. Я же подхожу немного по-другому. Помимо основной концепции мы с заказчиком очень тщательно прорабатываем реальные материалы и мебель, которые есть на отечественном рынке. Я против каких-то абстрактных моделей и идей, потому что потом будет разочарование.
– Следующий шаг в объемном моделировании, наверное, будут технологии виртуальной и дополненной реальности?
– Дизайн интерьеров движется в этом направлении. Но готов ли заказчик платить за такую услугу, когда полностью моделируется твое помещение, ты ходишь в 3D-очках и можешь полностью представить, как оно будет выглядеть. Это абсолютно возможно, но все упирается в деньги. Рано или поздно общество к этому все же придет, люди любят играть и хотят «заглядывать в будущее», видеть конечную картинку своего дома, квартиры, офиса. Рынок готов работать в этом направлении.
Однако картинка – это не просто моя фантазия, это моя совместная с заказчиком работа. Здесь нет такого, что мне дали задачу, я ухожу и через месяц приношу готовый проект. Мы вместе с заказчиком прорабатываем все детали проекта. Во-первых, заказчик должен понимать, сколько это стоит, входит ли это в его бюджет, потому что нарисовать все что угодно можно, но оно может совершенно быть за рамками финансовой программы. И никогда ожидаемое не совпадет с реальностью.
Моя задача – трезво подойти к этому вопросу, показать все возможные варианты реализации проекта. У меня есть опыт работы со многими материалами и оборудованием в любом ценовом сегменте. Я в этом разбираюсь, я этим живу, это мой стиль жизни. Я отслеживаю рынок, все новинки и технологии, которые появляются на строительном рынке, для того, чтобы помочь заказчику сконцентрироваться на каких-то моментах, которые ему будут помогать. Например, я давно работаю с продукцией известного мирового бренда Schneider Electric, знаю преимущества и возможности той же топовой серии Unica, поэтому могу смело предложить проверенные электротехнические изделия своему клиенту. В любом случае выбор остается за ним.
И потом, нужно понимать, что если мы начинаем работать в определенном бюджете, то использование, к примеру, дорогих элементов в недорогом интерьере и наоборот будет нелогично. Все должно быть сбалансировано и уместно.
Есть, конечно, некоторые дизайнерские приемы, которыми я иногда пользуюсь. Например, делается акцент на каком-то очень выразительном и настроенческом арт-объекте, а на интерьере вокруг него можно чуть сэкономить. В этом случае интерьер не проигрывает, общее впечатление складывается хорошее. Где-то мы можем сэкономить, а где-то этого нельзя делать ни в коем случае.
– Кстати, на чем нельзя экономить?
– На инженерных коммуникациях. Все, что спрятано в стенах. Более того, в своих проектах я предлагаю наиболее универсальные решения. Поясню, что я имею в виду. Представь ситуацию, заказчик на начальном этапе ставит задачу по своему усмотрению, но через два-три года у него могут поменяться обстоятельства, и он захочет, к примеру, повесить телевизор в детской комнате. Я стараюсь учитывать эти моменты, предугадывать и предлагать клиенту универсальные решения, которые с учетом перспективы развития жилья и условий будут актуальны и через 3-5 лет.
– Прогнозирование ситуации приходит с опытом?
– Конечно. Тем более что много уже проектов реализовано. С годами выработались определенные подходы, которые по своей сути универсальны и практичны, чтобы в будущем заказчику, как конструктору было проще домоделировать свое жилье. Это мой подход, и многие заказчики с ним соглашаются.
“Отличительная черта моих интерьеров в том, что я стараюсь их делать «медленно стареющими», есть такое понятие в дизайне, вне зависимости от моды”
И еще один немаловажный момент. Отличительная черта моих интерьеров в том, что я стараюсь их делать «медленно стареющими», есть такое понятие в дизайне, вне зависимости от моды. Для меня знаковыми являются интерьеры пятилетней давности. Они и сегодня смотрятся великолепно, совершенно актуальны, хотя и прошло немало времени.
– И будут актуальны еще лет пять, как минимум?
– Я надеюсь.
– Как ты работаешь с клиентом, предлагаешь ему какие-то варианты или он сам понимает, что хочет получить, и просто обращается к тебе за помощью довести до ума проект переоборудования жилья?
– Как правило, клиент мне ставит задачу. Обязательная стадия нашей работы – это бриф. То есть, мы знакомимся с клиентом, понимаем целевое назначение помещения, сколько людей будет проживать, если мы говорим о доме или квартире. Есть очень много нюансов, которые я выясняю на момент нашего знакомства. К примеру, какие предпочтения, каков стиль жизни. С заказчиком мы выбираем все материалы.
Затем делаем планировочное решение, после, как правило, идет перепланировка. Никогда не бывает, что мы заходим в помещение, и стены остаются на том же месте. С заказчиком я стараюсь быть предельно откровенной и открытой, предложить все варианты решения проблем, озвучить, сколько это может стоить. Ну а выбор уже за ним.
В итоге заказчик получает то, к чему стремился, в чем ему комфортно находиться. Это очень важно. Это мой подход, комплексный, я считаю его очень эффективным, и он – неотъемлемая часть моей работы.
“…для меня очень важно сойтись психологически с клиентом, понять его и услышать, что он хочет, но при этом не слепо следовать всем его желаниям, а предложить гармоничный интерьер, куда очень корректно и мягко вписать его пожелания”
И моя задача – отразить стиль и уровень жизни клиента. В основном ко мне обращаются заказчики, которые хотят повысить этот уровень. Согласитесь, для всех покупка новой квартиры, дома, офиса – это изменение к лучшему. В этом случае они хотят что-то поменять. И здесь очень важно сойтись психологически с клиентом, понять его и услышать, что он хочет, но при этом не слепо следовать всем его желаниям, а предложить гармоничный интерьер, куда очень корректно и мягко вписать его пожелания.
Луганск-Киев: перспективы и возможности
– Надя, события 2014 года вынудили тебя переехать в Киев и начать здесь дизайнерскую практику, я так понимаю?
– Верно.
– Как быстро ты интегрировалась в столичную дизайнерскую среду?
– Было сложно, как и всем, кому пришлось делать болезненный на тот момент выбор и переезжать на новое место. Там мы все потеряли, а здесь еще не приобрели. Но я по жизни оптимист и, как ни странно, в то сложное время для себя я увидела хорошие профессиональные перспективы в Киеве. Здесь для меня намного больше возможностей. Киев меня очень радушно принял, ощутила себя, как дома, тем более он для меня и раньше чужим городом не был.
Для дизайна нет границ и я бы не ограничивала сейчас себя Киевом. А в тот сложный жизненный момент, уже имея международное образование и хороший практический опыт, я понимала уровень и ценность своей работы, знала, что это мой основной капитал. Киевские партнеры оценили мои работы на достойном уровне, что дало мне крепкий фундамент уверенности, что я на верном пути.
Заказчики ко мне приходят в основном по чьим-то рекомендациям, что для меня очень ценно. Если уж сами исполнители, с которыми я строга на объектах, рекомендуют меня в качестве дизайнера, то это говорит о многом. Для меня это в высшей степени признание профессионализма. У меня много людей, которые поддерживают, много партнеров, компаний, с которыми я прекрасно работаю, у нас хорошие дружеские отношения, они меня рекомендуют, я их.
– На компромиссы со строителями не идешь?
– Вопрос не в компромиссах, а в том, что я отстаиваю интересы заказчика. Кому-то может не нравиться моя принципиальность в подходе, иногда приходится переделывать, если какие-то моменты не соответствуют чертежам, но по-другому я не могу. Я не могу сделать так, чтобы клиент остался разочарованным лишь по тому, что на какие-то огрехи я закрыла глаза. Поэтому результатом, как правило, довольны и заказчик, и строители, и я.
Надо сказать, что на рынке много предложений внешне ярких и красивых дизайн-проектов, но они зачастую не учитывают инженерные коммуникации, это просто картинка. У меня же есть четкий алгоритм в работе, последовательность действий, что зачем должно следовать, которому строго придерживаюсь. К примеру, план воды и канализации сантехники получают только после выбора конкретного оборудования, а не иначе.
За красивой вывеской стоит грязная, щепетильная, но очень важная работа по прокладке строительных сетей. И ее нужно проделать качественно. Тогда на выходе получается то, что нужно. И тогда заказчики меня дальше рекомендуют, поскольку видят конечный результат, он их удовлетворяет.
“Я не боюсь делиться своими проектами, скопировать их на сто процентов все равно невозможно, и смысла нет. Они все индивидуальны и неповторимы”
– Не боишься конкуренции?
– Нет. Я не боюсь делиться своими проектами, скопировать их на сто процентов все равно невозможно, и смысла нет. Они все индивидуальны и неповторимы.
«Создаем пространство, которое вдохновляет»
– На твоем сайте очень выразительный слоган – «Создаем пространство, которое вдохновляет». Что вкладывала в эту ключевую фразу?
– На мой взгляд, пространство, о чем бы мы ни говорили, – дом, квартира, офисное помещение или, например, салон красоты (завершила недавно проектирование) – это место, где мы проводим какое-то время, работаем, отдыхаем. Пространство, которое нас окружает, оно очень сильно влияет на нас, наше настроение и восстановление. Так вот, моя задача окружить заказчика пространством, и себя в том числе, которое будет восстанавливать и вдохновлять.
“Интерьер, как кокон, который может восстановить нас, вдохновить,
чтобы мы опять вышли в мир и ощущали себя гармоничными личностями”
Я считаю, что вдохновленный человек способен и исцелить себя, и что-то новое придумать, и вывести себя из депрессивного состояния, и получать положительные эмоции. И чем правильнее, гармоничнее мы себя обставили, чтобы все работало на нас, тем выше эффект воздействия пространства на нас.
Можно, к примеру, повесить картину, покрасить стены в определенный цвет, поставить арт-объект, украсить интерьер цветами, и все это будет влиять на настроение человека, на его восприятие мира. Интерьер, как кокон, который может восстановить нас, вдохновить, чтобы мы опять вышли в мир и ощущали себя гармоничными личностями. Это мои личные ощущения и я пытаюсь их перенести в свою работу.
– Кстати, в представленном на сайте портфолио есть интерьеры, в которых много света, свободы и пространства, и нет каких-то кричащих деталей, все довольно лаконично…
– «Кричащие» элементы интерьера хороши для общественных помещений – кафе, ресторанов, где мы не проводим много времени. В доме же не должно быть никаких раздражающих моментов. Если мы говорим о каких-то цветовых акцентах, то они должны откликаться у заказчика, ему должно быть комфортно с этим цветом.
Сейчас тенденция в дизайне интерьеров – минимализм, однозначно. Есть, конечно, заказчики, которым хочется современную классику, такую себе лайт-версию, я работаю и в этом направлении. Хотя, как по мне, в квартирах неприемлема никакая классика, разве что только тонкий намек, это больше подходит для дома. В плане цветовых решений я сторонник нейтрального, так называемого универсального интерьера с определенными световыми акцентами и элементами декора, который можно со временем видоизменять, но без капитального ремонта.
Иногда заказчики сами не понимают, чего они хотят, сбрасывают мне фотографии дизайнерских решений в очень разных стилевых направлениях. Моя же задача состоит в том, чтобы создать гармоничный стиль интерьера дома, куда бы хотелось возвращаться. А для этого мне нужно понять, в какой среде ему комфортно, отразить образ его жизни.
– Дом, в который хотелось бы возвращаться и возвращаться… Это своего рода квинтэссенция твоего творчества?
– Можно и так сказать. Во всяком случае, в доме-музее человек не будет чувствовать себя комфортно. Согласен?
– Безусловно. А сколько уже реализованных проектов на твоем счету?
– Больше 70-ти.
– Есть «любимые» проекты, которые запомнились, сохранились в памяти на эмоциональном уровне?
– Ты знаешь, у меня нет шаблонных решений. Каждый проект я проживаю, это, как новый ребенок, если говорить ассоциативно. Я вкладываю в них свою душу, чтобы у них была своя изюминка, чтобы были неповторимыми, чтобы заказчик получил гармоничное пространство.
“Каждый проект я проживаю, это, как новый ребенок, если говорить ассоциативно. Я вкладываю в них свою душу, чтобы у них была своя изюминка, чтобы были неповторимыми, чтобы заказчик получил гармоничное пространство”
Конечно, мне очень нравится, когда у заказчика есть возможность использовать какие-то художественные, оригинальные объекты в интерьере – витражи, например. Испытываю большое удовольствие, когда получается применить арт-объекты в интерьере.
Вообще, я активный сторонник инноваций, не боюсь экспериментировать. Все, что появляется новое на рынке, стараюсь реализовать в технических решениях. Иногда бывает, что строители не понимают до конца, чего я хочу. Помню, когда впервые реализовывала в одном проекте скрытую подсветку, переживала, на тот момент подобного не видела у нас, только за границей. Но ничего, все получилось хорошо.
Кстати, мощную подзарядку и импульс для творчества мне дают путешествия. Будучи в других странах, я смотрю, как развиваются технологии дизайна, как живут люди за рубежом, как обустраивают свои жилища.
– Ты наблюдательный человек?
– Меня этому научила мама – видеть, представлять, создавать образы…
– Как часто ты удивляешься в жизни?
– Все время. Причем, чем больше я узнаю, тем больше мне хочется смотреть, изучать, ездить, общаться, восхищаться, удивляться, развиваться…
Как творческий человек, я эмоционально выгораю, поэтому мне обязательно надо подпитываться энергией. Так что любая смена локации, будь то поход на выставку или поездка за рубеж, дают мне силы и эмоции двигаться по жизни и удивляться окружающему миру.
– Что для тебя дизайн – образ жизни или способ зарабатывания денег?
– Изначально я не ставила перед собой цель заработать деньги. Скорей, это был способ самореализоваться, я чувствовала потребность поделиться с людьми чем-то ценным. Сейчас работа кормит меня, образно говоря, но я к ней отношусь, как к своему любимому делу, которое приносит мне большое удовольствие и эмоциональное удовлетворение.
Словом, занимаюсь тем, чем хочу заниматься. Это мой стиль жизни. У меня нет выходных в классическом понимании, могу придумывать поздно ночью, рано утром, днем…
– Вдохновение и озарение приходят неожиданно, независимо от погоды и времени суток?
– Да, спонтанно и естественным путем.
– А сколько времени уходит на один проект?
– По-разному, от двух месяцев до полугода.
– Как выдерживают заказчики длительный ремонт?
– На самом деле это для многих тяжело. У меня была пара, которая призналась, что с трудом пережила ремонт, но самое главное – не разошлась. Приходится работать и дизайнером, и в какой-то степени психологом. Работая с семьями, мне надо учитывать мнения всех, делать так, чтобы мы услышали, поняли друг друга, а потом предложить пути решения и мягко убедить в правильности выбора. Не просто, но у меня в основном получается.
– Со всеми клиентами удается находить общий язык?
– Всякое бывало, это работа. Но что для меня важно в коммуникации с заказчиком? Мы должны работать во взаимном уважении, должны слышать друг друга, у нас должны быть какие-то общие ценности и понятное друг другу мировосприятие. Если хотите, заказчик должен довериться мне, моему опыту и профессионализму, как, к примеру, мы доверяем врачу.
“…Что для меня важно в коммуникации с заказчиком? Мы должны работать во взаимном уважении, должны слышать друг друга, у нас должны быть какие-то общие ценности и понятное друг другу мировосприятие. Если хотите, заказчик должен довериться мне, моему опыту и профессионализму, как, к примеру, мы доверяем врачу”
Если нет доверия, работа может не пойти. Очень часто я работаю с возражениями. Это нормально для меня. Очаровать заказчика здесь не получится, здесь играют другие аргументы – профессиональные знания и реальные решения. Повторюсь, для меня дизайн – не просто привлекательная картинка. Это, прежде всего, функционально, удобно, практично и в тоже время красиво. Чтобы это сочеталось, нужно разбираться как в цветопередаче, так и в технических вопросах. Ценность – в комплексном подходе, так я вижу и делаю.
– Тебе приходилось проектировать «умные» дома? Насколько они распространены в Украине?
– Распространены в довольно узких кругах. Очень интересное направление, я сама люблю инновации, но, к сожалению, эта опция на сегодняшний день достаточно дорогая для нашего внутреннего рынка. Тем не менее, на начальном этапе ремонта я всегда предлагаю заказчикам технологии «умного» дома. Если они готовы, мы работаем над этим проектом.
Доставлять радость людям, повышать их уровень жизни
– А как часто заказчики тебя благодарят за то, что ты для них сделала?
– Кроме того, что я делаю проект, как правило, заказчики просят меня обеспечить авторский контроль в ходе ремонтно-дизайнерских работ, чтобы все соответствовало авторской идее и технической документации. Работа от проекта до реализации очень ответственная, но как же здорово увидеть радостные лица хозяев в итоге наших творений! Благодарят довольно часто. Бывает, проходит год, получаю сообщения с благодарностью за реализованный проект. Это так здорово. Для меня это самая высшая степень благодарности.
“Бывает, проходит год, получаю сообщения с благодарностью
за реализованный проект. Это так здорово.
Для меня это самая высшая степень благодарности”
Дело в том, что для многих ремонт – это довольно стрессовый период, который создает напряжение и где-то панику, вызванные непониманием, что происходит и когда это закончится. В этом случае я выступаю своеобразным гармонизатором. Момент оттепели наступает месяца через два-три после того, как люди переселяются и обживают обновленное жилье. Вот тогда в основном и наступает время обратной связи.
За время совместной работы мы настолько сближаемся, что со многими заказчиками и по сей день поддерживаю добрые, дружеские отношения. Мы общаемся, они приглашают меня в гости и рекомендуют уже своим друзьям.
В свою очередь, мне приятно, что я доставила радость людям, повысила их уровень жизни, отдыха или условий работы, создала пространство, которое вдохновляет…
Сергей Негребецкий.